назад к статьям

Что такое концепция

Design
13/02/20

Будучи дизайнером, вы наверняка часто говорили клиентам о том, что, работая над проектом, следует показать несколько концепций в течение какого-то промежутка времени, а будучи клиентом, слышали подобное от дизайнера или студии. Что ещё забавнее звучит, так как это немного не так.

Давайте сразу объясню крайне важный аспект. Концепт и концепция это разные вещи, занимающие соответственно разные позиции в процессе разработки любого проекта. Но практически все дизайнеры и уж тем более клиенты дизайнеров или студий, путают эти понятия, выдавая одно за другое. В процессе анализа таких ошибок, я решил понять, откуда проистекает эта болезнь и понял, что дело в низкой грамотности людей, которые преподносят подобную информацию как истину. В качестве примера приведу текст с сайта одного известного “онлайн-университета” как они себя называют, где подобный подход применяется повсеместно и не только в плане концепций (там в принципе забавный подход к обучению, я так понимаю основанный на байках фрилансеров из нулевых, главное, чтобы платили за курсы). Называть имён не будем, но давайте вместе просмотрим, что они рассказывают дизайнерам и как дела обстоят на самом деле.

С самого начала, стоит привести определения этих терминов, чтобы уже было понятно в чем кроется ошибка и дальнейшее повествование открывало глаза.


Концепт — это видение проекта. Его идейная составляющая в которой раскрывается понимание вектора разработки. Сайта, логотипа, айдентики, чего угодно и в любой из сфер дизайна.

Определение из википедии намного длиннее (как обычно) но также соответствует вышеописанному. На этом моменте, дизайнеры уже должны переписывать свои тексты с описанием услуг и процессом их оказания.


Концепция — это система описательных характеристик проекта. Более детализированный вариант развития проекта.

Концепция это следующий эволюционный виток концепта, когда набросок превращается в систему, где каждый аспект системы имеет общий образ, опирается на метафору и всю предпроектную информацию, такую как: брифинг клиента, исследование аудитории, метафора в рамках которой ведется разработка, сам концепт и многое другое. Если это сайт, то вот такое количество цветов будет, вот так будут выглядеть кнопки, такой стиль иллюстраций, такие сетки, формы и так далее и тому подобное. Из-за понимания объёма работы над концепцией, её презентацией, а также какое место в процессе разработки она занимает, моё лицо неизбежно заливается улыбкой когда я вижу текст похожий на этот.

Я не буду пускаться во все тяжкие и рассказывать для чего реально нужен прототип и сколько их бывает видов, иначе на разборе этого текста мне придется писать книгу, а это только первый скриншот. Давайте сфокусируемся на концепте, более подробно разберем то, что он из себя представляет и как его делать, так как именно его они описывают в тексте, а не концепцию.

Концепт необходим для построения видения проекта, например распространенным подходом является “референсный концепт” – это когда вы находите метафору (поиск ведется по гуманитарной формуле %Проект% как %что?%) и находя подходящую, используете уже существующие примеры подставляя их в контекст проекта, тем самым показывая клиенту как может это все выглядеть и работать, так можно существенно сократить время на проработку этого этапа.

Приведу пример из своей практики, мы делали сервис для архитектурного бюро Меандр в 2019 году и показывал два концепта основанных на этом подходе. У нас уже были проведены все предыдущие этапы и я имел представление о контенте, аудитории и приоритетах сервиса. Сервис wrk.space нужен для того, чтобы понять как построить офис или переехать в новый, сколько это будет стоить, сколько на это нужно времени и так далее. К сожалению собственник пока не нашел подходящего времени на полноценный запуск и хоть и проект сдан, по факту он заморожен.

Так как сервис информационный и тем не менее даёт более или менее точную информацию для переезда и стройки, родилось две метафоры:

Комикс инструкция — основанный на американских комиксах времен холодной войны, которые печатали в газетах для информирования людей в понятной форме о том, что делать в случаях ядерного удара и где находятся убежища (очень похоже на реальный переезд). Сразу понятно, какой должен быть стиль иллюстраций, кнопок, цветов, подход к форме объектов и навигации. В процессе из этого понимания выливаются принципы концепции на которых она и держится. В концепте они не закреплены, а лишь показывают общее видение.

Я использовал в этом концепте иллюстрации Notion, чтобы показать стилистику и раскрыть метафору без отрисовки даже скетчей иллюстраций, тем самым сокращая время на проработку этапа.

Вторая метафора звучала как — “Сервис как команда помощников”. Где ответы на вопросы и просчеты дает не бездушный код, а команда помощников, которые персонифицировано решают проблемы каждого пользователя, тем самым показывая высокий уровень эмпатии сервиса к их проблемам. В плане визуализации, мы решили использовать стилистику 3D как раз вновь выходившую в тренды в то время, благодаря Pitch чьи иллюстрации и были использованы в качестве референсов. Второй концепт мы в итоге согласовали и запустили в продакшен.

Превращая концепт в концепцию мы собираем все описанное выше и систематизируем в таблицу, где расписываем тип контента и его стилистические качества в рамках проекта. Например в брендинге это выглядит вот так.

Лучший пример из всех, что можно привести для понимания работы механизма. Все аспекты проекта выведены и представлены визуально, так и вы и клиент понимаете уровень целостности проекта. Многие дизайнеры назовут это дизайн-системой и будут правы лишь отчасти, так как концепция демонстрирует лишь систематизированные принципы для создания дизайн-системы но не её саму.

А для того, чтобы аргументировать решения, достаточно обратится к их источнику — метафоре. А в случае с защитой концепции ещё и к таблице системы. Они обуславливают ваши действия при работе над проектом. Тем самым защита и презентация сомкнуться в одном тексте.

Изучайте вопрос и методологию разработки проекта, не только сайтов, а проекта как такового. У всех проектов есть общие моменты и точное понимание того, над чем вы должны работать в том или ином этапе существенно сократит срок разработки и подарит вам релевантный результат, который можно будет не только легко объяснить но и не стыдно будет показать.

@burhudar